РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ / ВИДЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Основные виды резьбы по дереву: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.
Плоскорельефная резьба
В плоскорельефной резьбе невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По
технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном.
Для рельефной резьбы характерны углубленный фон и выступающие над ним формы изображения - низкорельефные (барельеф) и высокорельефные
(горельеф).
Геометрическая (выемчатая) резьба
Геометрическая (выемчатая) резьба создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. Контурная резьба выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование.
Прорезная (ажурная) резьба
Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона. Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет.
Накладная резьба
При накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки.
Объемная резьба
Под объемной резьбой понимают обычно мелкое трехмерное изображение - скульптуру.
В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды: накладная резьба со сквозной, плоскорельефная с контурной и т. д.
Выбор породы дерева для резьбы
Разные работы можно выполнять на древесине практически всех пород дерева. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия.
Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон.
Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняется как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.
Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ
качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех,
каштан и т. п.
В выборе материала для резьбы не следует ограничиваться только лиственными породами. Освоив технологию резных работ, можно браться и за
хвойные породы - ель, сосну, пихту, лиственниц. Однако необходимо иметь в виду, что для тонкой резьбы они не годятся: их древесина очень хрупка и
неравномерна по плотности, поэтому легко скалывается по слою, особенно, если элементы изображения мелкие.
Инструменты для резьбы по дереву
Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.
Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики)
применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения плоскорельефной
и рельефной резьбы, а также для зачистки углубленного фона предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавой удобны уголки,
чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.
Инструмент для резьбы по дереву: |
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. См. рисунок ниже.
Заточка резца: |
Как выполняют резьбу
Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.
Характер рисунка обусловливается техникой резьбы. Так, при контурной композиция строится на линейном ритме.
Трехгранновыемчатая резьба диктует четкое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности. Одно из важных
требований геометрической резьбы - это четкость узора, выражающаяся в немногословной и несколько традиционной трактовке.
Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но естественная красота, нежный светотеневой узор. Существуют традиционные
правила ее составления. Если, например, создается композиция в круге (блюдо, тарелка), то всю поверхность делят концентрическими кругами на
зоны: в центре - основной мотив типа розетки, по внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры.
Прямоугольное или квадратное поле орнамента также принято делить на несколько композиционных частей, каждую из которых заполняют резьбой и отделяют друг от
друга углубленными контурными прорезями. Установленные каноны служат лишь отправной точкой для свободного сочинения композиции.
Смотрите еще:
Поделочные материалы.